Версия для слабовидящих

Вдумчивое чтение

Вдумчивое чтение

«Мы не умеем читать».

Мы не умеем читать. Слово «читать» в этом тезисе значит нечто большее, чем умение складывать буквы в слова, а слова в предложения. Я говорю о чтении в самом высоком смысле — о чтении ради понимания и образования.

В учебных заведениях нам преподают литературу, родной язык, иностранные языки и ряд других гуманитарных дисциплин, способствующих совершенствованию навыков чтения. Однако вдумчивому чтению хороших книг — в виде системы приемов работы с текстом — нас учат редко и фрагментарно.

Возможно, в последние столетия произошла деградация системы образования, которая в старые времена основывалась на изучении гуманитарных наук, активном чтении и обсуждении великих книг. Возможно, человеческое знание стало таким объемным и многообразным, что человек невольно сужает границы понимания мира. Возможно, человек ощутил себя настолько могучим и всесильным по сравнению с людьми прошлых веков, что потерял интерес к развитию

Каковы бы ни были причины, нам надо учиться читать — учиться самим и учить наших детей, потому что система образования в ее современном виде не способна сделать это за нас.

При всей кажущейся простоте нижеизложенных правил чтения процесс овладения ими будет трудным, долгим, практически бесконечным в рамках человеческой жизни. В книге «Как читать книги» философа Сергея Поварнина (1870-1952 гг.) приводятся известные слова Гете: «Эти добрые люди и не подозревают, каких трудов и времени стоит научиться читать. Я сам на это употребил 80 лет и все не могу сказать, чтобы вполне достиг цели.»

Этот труд не станет напрасным. Правильное чтение — дорога к уникальным знаниям, которые содержатся только в книгах и которые дают человеку возможности для улучшения жизни, личностного и профессионального самосовершенствования. Хорошие книги имеют и более возвышенное значение: знание и понимание лежат в основе свободы человека, видящего суть явлений и умеющего мыслить эффективно и критически; в основе защиты от различного рода манипуляций, столь распространенных в эпоху информационных войн; в основе умения находить общий язык с окружающими людьми.

Я изложу здесь вполне завершенную технологию чтения хороших книг, однако в будущем намерен расширить ее после прочтения нескольких книг по теме правильного чтения.

Выбор книг для чтения

В наследии человечества даже по-настоящему великих книг больше, чем человек способен прочесть за всю жизнь. Грустно, что невозможно охватить их все, но в то же время приятно сознавать, что мы обеспечены богатым материалом для ума и души до конца наших дней. Когда глубоко проникаешься этой мыслью, то приходишь к выводу: надо читать только то, что действительно заслуживает внимания и способно принести пользу. Стоит читать только лучшие книги.

В категории лучших книг особо выделяются великие книги. Они живут вне времени, они были актуальны тысячи лет назад и остаются таковыми сегодня — они являются для нас даром свыше, как и для наших древних предков.

Важно иметь стратегию чтения: не читать все интересные книги вподряд, а соотносить план чтения с личными целями и текущими делами; не читать самые разные книги вперемежку, а изучать дополняющие друг друга или дискутирующие друг с другом книги (это расширенное чтение, более подробно я расскажу о нем ниже).

Чтение книги и работа над ней

Можно выделить три основных этапа чтения:

  1. Получение общего представления о книге и анализ ее структуры.
  2. Прочтение книги, поиск общего языка с автором, понимание книги.
  3. Формирование собственного критического мнения о книге.

1. Получение общего представления о книге и анализ ее структуры

Знакомство с книгой начинается с названия, обложки, аннотации, оглавления. Нужно внимательно прочесть предисловие к книге, так как в нем хорошие авторы дают ценную информацию для понимания проблем, затронутых в книге, ее структуры и целей. В большинстве случаев есть смысл еще до прочтения книги ознакомиться с заключением. Собранные в нем выводы способствуют лучшему пониманию произведения.

Необходимо определить основную тему книги, сформулировать ее для себя в кратком виде, в нескольких предложениях. Очень важно выразить главную тему именно своими словами, а не заимствовать готовые фразы из аннотации и предисловия.

Далее можно переходить к анализу структуры. Мы должны видеть анатомию книги — все ее составные части и их взаимосвязь — чтобы окончательно сформировать общее представление и понять логику и ритм произведения. В хороших книгах отчетливо просматривается стройная, как в музыке, структура.

Выделив основные логические части книги, нужно проговорить, о чем говорится в каждой из них, установить, почему они расположены именно в таком порядке, как они связаны друг с другом, какие части находятся на первом уровне структуры, какие второстепенны.

Проделав эту начальную работу, мы выявим проблемы, которые автор собирается решить в книге. Необходимо знать перечень этих проблем, это пригодится нам как для понимания книги, так и для ее критической оценки на последнем этапе чтения.

2. Прочтение книги, поиск общего языка с автором, понимание книги

Часто мы считаем чтение пассивным занятием: казалось бы, мы только воспринимаем информацию, но не создаем ее сами. Однако в действительности вдумчивое чтение подразумевает активную работу мозга и активный диалог с автором. Как известно, условие успешного диалога двух людей — взаимопонимание и единство терминологии.

Следовательно мы должны найти общий язык с автором, понять, каким образом и в каком смысле он употребляет те или иные ключевые слова — слова, имеющие в книге большой вес. Например, ключевые слова этой статьи: «книга», «чтение», «автор» и т.д.

При знакомстве с книгой и анализе структуры мы уже могли обратить внимание на ключевые слова, теперь при подробном чтении книги за ними нужно внимательно следить, выделять их и правильно интерпретировать, исходя из контекста.

Одновременно в процессе чтения необходимо обнаруживать главные, наиболее важные для книги утверждения автора, подчеркивать их карандашом или выписывать в блокнот. Нужно видеть тезисы, их доказательства и выводы, нужно видеть утверждения, требующие аргументации, и утверждения, аргументирующие другие утверждения. Стоит сохранять в блокноте не только главные тезисы, но и кратко указывать своими словами, каким образом автор доказывает их.

Также можно выписывать наиболее яркие и сильные цитаты. Будет хорошо, если мы поделимся ими с другими людьми во время чтения через социальные сети или твиттер, а после чтения их можно оформить в виде отдельного поста в блоге.

Завершая чтение, мы вспоминаем, какие проблемы автор стремился решить в книге, и делаем вывод, насколько удачно он выполнил свою задачу. Мы определяем, какие проблемы не решены и знает ли автор об этом или упустил что-то важное. Таким образом, мы закладываем основу для следующего этапа чтения — критической оценки книги.

3. Формирование собственного критического мнения о книге

Перед началом этого этапа работы с книгой нужно убедиться, что мы добросовестно следовали всем правилам чтения, описанным выше. Мы только тогда имеем возможность и право соглашаться с автором или выносить ему обвинительный приговор, когда закончили внимательно изучать книгу и поняли ее.